Конкурс в Монтекатини Терме 2016
Наталья Смирнова
Доска объявлений
Наталья Смирнова
Контакты

nata_800@mail.ru

Об особенностях проведения интегрированного урока музыки для средних классов школы

Н.Л.Смирнова
Преподаватель
ГБПОУ РО «Донской педагогический колледж»

Интеграция – это система, предполагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое. В данной статье пойдёт речь об интеграции музыки и изобразительного искусства на уроках музыки в средних классах школы.

Изобразительное искусство и музыка, на первый взгляд, имеют мало общего. Материал этих искусств резко различен: одно из них предметное, другое звуковое, одно из них воспринимается зрением, другое слухом, одно статично, другое динамично. Но при этом и звук, и цвет имеют волновую физическую природу, хотя звук – это колебания воздуха, а цвет — электромагнитные колебания.
К числу основополагающих понятий и для живописи, и для музыки относятся понятия тона и тональности. Под тоном в живописи подразумевают цвет как таковой, а в музыке – звук. Цвет имеет 3 основных свойства: оттенок, светлоту и насыщенность. Звук тоже имеет 3 основных свойства: высоту, длительность и силу.
Общим между живописью и музыкой в понятии тона является цветовая и звуковая определённость, точность (определённый цветовой тон и звук определённой высоты, длительности и силы).
Общим в понятии тональности для музыки и живописи является указание на организованность цветовой или звуковой системы.
Выражения «звуковысотная линия», «мелодический рисунок» основаны на ассоциации между движением мелодии и пространственными представлениями.
Подобно пространственным характеристикам, выражения «гармонический колорит», «тембровый колорит» основаны на ассоциации между гармоническими, тембровыми сочетаниями и цветосветовыми явлениями.
Понятия ритма, композиции в равной мере существенны для музыки и для живописи, но в одном случае это явления пространственного, а в другом – временного характера.
Прямое воздействие изобразительного искусства на музыку в историческом развитии художественной культуры выражалось в 2 формах. Во-первых, в создании музыкальных произведений, вдохновлённых произведениями изобразительного искусства. Во- вторых, в повышении в музыке изобразительности, живописности (особенно в так называемой программной музыке).
К средствам изображения внешнего мира в музыке относятся приёмы звукоподражания (музыкального воспроизведения звуков природы и человеческой жизни), моторно-ритмического сходства с движением реальных явлений, а также приёмы, вызывающие пространственные и цветовые ассоциации. Они развивались в музыке исторически, в результате постепенного накопления слухового опыта.
В качестве примера влияния изобразительного искусства на музыку приведём фортепианный цикл М.П.Мусоргского «Картинки с выставки». Он состоит из 10 пьес, написанных под впечатлением от рисунков В.А.Гартмана. Это не музыкальная иллюстрация к рисункам, а самостоятельное произведение, значительно превосходящее по своему образному содержанию и идейной глубине первоисточник.
В «Картинках с выставки» Мусоргского оживают богатырские и фантастические образы русской сказочности («Баба Яга», «Богатырские ворота»), легенды средневековья («Старый замок», «Катакомбы», «Тюильри»), жанровые картины современности («Балет невылупившихся птенцов», « Два еврея, богатый и Бедный», «Лимож. Рынок», «Быдло»).
Цикл открывается пьесой «Прогулка», которая затем, повторяясь в качестве рефрена, связывает почти все пьесы, как бы изображая переход от одной картинки к другой и трансформируясь от пьесы к пьесе. Это придаёт циклу симфонический характер, подчёркивающий его содержательный размах и масштабность.
Цикл строится на образном сопоставлении различных по характеру «музыкальных картинок». Во всех пьесах широко применяется музыкальная изобразительность. Например, в пьесе «Два еврея, богатый и бедный» используется сопоставление «грозных» громких аккордов в басовом регистре в медленном темпе (богатый еврей) и репетиций (повторов) короткими длительностями в верхнем регистре, изображающих плач и дрожание бедного еврея.
Среди множества музыкальных произведений, написанных под влиянием произведений изобразительного искусства либо произведений, в основе которых лежит музыкальная изобразительность, следует выделить цикл П.И.Чайковского «Времена года», симфоническую сюиту «Шехеразада», оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова и прелюдии для фортепиано К. Дебюсси («Девушка с волосами цвета льна», «Холмы Анакапри» и другие).
Итак, историческое развитие музыки, расширение её изобразительных приёмов и средств привело её к сближению с изобразительным искусством. В программной музыке, связанной с изображением, происходил как бы синтез 2 искусств в восприятии слушателя.
Интеграция имеет следующие преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальных памяти и мышления.
Среди методов проведения интегрированного урока основным должен быть метод сравнительного анализа произведений музыки и изобразительного искусства, образно связанных друг с другом. Это слуховой и зрительный анализ и их сопоставление по принципу сходства, различия, контраста и повторности.
Педагог должен помочь учащимся определить родственные средства выразительности музыки и изобразительного искусства (интонацию, ритм, образ, настроение, контраст, оттенки и т.д.) Во время анализа произведений искусства и в процессе восприятия важно сохранить эмоциональное отношение самого ребёнка к произведению, не перегружать его терминологией.
Такие уроки должны формировать у школьников эстетическое восприятие произведений искусства, развивать у них навыки художественно-образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>